Лаборатория
Алгоритмов
Будущего

БЕСПИЛОТНЫЙ
ФЛОТ

«Беспилотная система — это не модный гаджет, а производственная платформа, которая снижает наши издержки, стабилизирует безопасность и делает “Волготанкер” технологическим лидером на внутренних водных путях России. Разработка своей системы (с партнёром на базовых модулях) даёт нам контроль над жизненным циклом, уникальные данные и актив, который можно масштабировать на весь флот и монетизировать вовне. Это повышает кредитоспособность программы новых танкеров и снижает риски эксплуатации — именно поэтому вкладываться нужно сейчас, пока окно возможностей открыто.»

ЗАЧЕМ ?

Это прямой рычаг снижения OPEX и роста выручки: меньше простоев, меньше аварий, лучше топливная эффективность.

Это защита от дефицита квалифицированных экипажей и от человеческого фактора.

Это актив с собственной интеллектуальной собственностью, который можно тиражировать на весь флот и продавать наружу.

Это доступ к «неповторимому» датасету по внутренним водным путям России  — долгосрочная конкурентная крепость.

Это повышает шансы на финансирование новых судов (банк видит управляемые риски и прогнозируемую экономику).

Экономика:
где возникает   эффект

Безопасность и соответствие регулятору

Кадры и операционная устойчивость

Источник долгосрочного преимущества

Новое проектирование судов

Репутация и       доступ к           капиталу

ЦИФРОВОЙ АКТИВ

Каждый рейс = новые данные. Чем больше флот, тем быстрее накапливается уникальный датасет.

ИИ без локального датасета не работает: даже лучшая система из Европы будет ошибаться на Волге.

Ценность растёт со временем: через 3–5 лет это будет база данных, которую не сможет повторить ни один конкурент.

Монетизация: кроме использования самим, можно: лицензировать датасет для вузов, исследователей; продавать алгоритмы на его основе другим судовладельцам.

ПУТИ РАЗВИТИЯ

Разработка своими силами

Максимум контроля, но долго и дорого, высокие риски.

Полный контроль над всеми технологиями и архитектурой.

100% прав на интеллектуальную собственность.

Внутри компании формируется уникальная экспертиза.

Независимость от внешних подрядчиков и их графиков.

Гибкость в изменении приоритетов и сроков.

Долгий старт — нужно 3–5 лет, чтобы выйти на первый прототип.

Высокие первоначальные затраты на команду и оборудование.

Высокие риски ошибок из-за отсутствия опыта.

Проблемы с подбором и удержанием квалифицированных кадров.

Длительное время до окупаемости инвестиций.

Совместная разработка с партнёром

Быстрый старт, доступ к технологиям, снижение рисков.

Быстрый старт за счёт готовых технологий партнёра.

Сокращение количества ошибок благодаря опыту партнёра.

Разделение затрат и рисков.

Доступ к оборудованию и наработкам без создания с нуля.

Формирование своей компетенции через работу в смешанной команде.

Не 100% прав на всю систему (часть кода и технологий останется у партнёра).

Зависимость от графика и ресурсов партнёра.

Возможные ограничения по использованию решений в других проектах.

Необходимость долгих переговоров и согласований.

Риск утечки уникальных данных партнёру.

Полная передача разработки подрядчику

Быстро и дёшево в начале, но без технологий и контроля.

Минимальные собственные ресурсы на разработку.

Быстрый вывод первого прототипа.

Снижение нагрузки на внутреннюю команду.

Гарантированный опыт и готовые технологии подрядчика.

Прозрачность бюджета (фиксированная стоимость проекта)

Полная зависимость от подрядчика.

Отсутствие собственной экспертизы в будущем.

Риски по передаче прав на технологии (могут оставить себе ядро).

Дорогие доработки и поддержка после запуска.

Ограниченные возможности для интеграции и кастомизации.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ

Сценарий создания отдельной компании, в которую войдут:

  • Волготанкер — как судовладелец и оператор, владелец данных и экспертизы по эксплуатации.
  • Cognitive Technologies — как технологический партнёр с готовыми решениями и опытом.
  • СБЕР — как инвестор (и кредитор на постройку новых танкеров), который уже вложился в совместную разработку беспилотников в компанию Cognitive Pilot.

Это уже не просто техпроект, а структурная сделка, где мы создаём новое юрлицо, которое будет заниматься разработкой, адаптацией и внедрением беспилотных систем именно для танкеров и в последствии для судов.

Как это может выглядеть?

Формат: Совместное предприятие

Учредители:

  • Волготанкер (доля, например, 40%)
  • Cognitive Technologies (доля 30%).
  • СБЕР (доля 30%)

Роли:

  • Волготанкер — тестовая база, эксплуатация, адаптация технологий, сертификация.
  • Cognitive Technologies — ядро технологий, оборудование, ML-модули.
  • СБЕР — финансирование R&D и закупки, кредитование постройки танкеров.

Короткая справка о совместной компании Cognitive Technologies и  СБЕРА

В ноябре 2019 года Сбербанк и Cognitive Technologies объявили о заключении юридически обязывающего соглашения о создании компании Cognitive Pilot, специализирующейся на разработке беспилотных технологий в сферах транспорта, сельского хозяйства, компьютерного зрения и искусственного интеллекта. По условиям сделки Сбербанк имеет 30% акций компании, 70% акций принадлежат основателям и менеджменту Сognitive Technologies. Компания с 2022 года включена в перечень системообразующих предприятий российской экономики. Продукция компании используется в 12 странах мира, помимо РФ.

Компания производит систему автономного управления сельскохозяйственной техникой Cognitive Agro Pilot на базе технологий искусственного интеллекта, которая позволяет механизатору доверить управление техникой роботу-помощнику. Массовое внедрение в АПК России тракторов с этой системой, не имеющей аналогов в мире, началось в 2023 году.

ПЛЮСЫ ДЛЯ ВСЕХ СТОРОН

Волготанкер

Получаем готового технологического партнёра с опытом → ускорение старта на 2–3 года.

Не тратим весь CAPEX сами, а делим его с партнёром и банком.

Создаём актив, который можно развивать и продавать другим компаниям.

Контролируем разработку через долю в Совместной компании и доступ к кодовой базе.

Возможность интеграции системы на весь наш флот и продажа лицензий.

Cognitive Technologies

Выход в новый рынок (судоходство) с минимальными затратами.

Получение уникальных датасетов для обучения своих ИИ-моделей.

Совместное владение новым продуктом.

Репутация в ещё одной отрасли, готовый кейс.

Потенциальные будущие продажи в другие страны.

СБЕР

Участие в разработке технологии, которая повысит эффективность судов, на которые он же даст кредиты.

Прямая доля в высокотехнологичной компании.

Репутационный эффект (инвестиции в передовые технологии).

Дополнительный контроль за целевым использованием кредитных средств.

Потенциальная прибыль от продажи доли в будущем.

МИНУСЫ И РИСКИ

Разделение прибыли — доходы будут делиться между участниками

Сложная структура управления — возможны конфликты интересов.

Зависимость от партнёров — успех проекта зависит от согласованности всех сторон.

Риск утечки технологий — особенно в сторону других проектов Cognitive Technologies.

Юридическая сложность — потребуется тщательная проработка устава и акционерного соглашения.

НОВЫЕ ТАНКЕРЫ

Места под сенсоры и кабели – радары, камеры, вычислительные блоки.

Энергоэффективный корпус – по данным ассистента.

Компоновка мостика – меньше, гибрид под автономию.

Цифровая архитектура – связь, дата-шины, серверы.

Сертификационный запас – резерв под переход к беспилотности.

ОКНО В ЕВРОПУ

Экспорт технологий – продажа сенсорных комплексов и ПО для автономного судоходства.

Совместные пилоты – тесты на Дунае, Рейне и других реках вместе с европейскими судовладельцами.

Участие в стандартах ЕС – вхождение в рабочие группы по автономным судам.

Экспорт сервисов – аналитика, предиктивная диагностика и цифровые сервисы для флота.

Новые заказы – выход на европейские верфи с проектами цифровых танкеров.

РОБОКАТЕР

Параллельная разработка универсальной платформы беспилотного робокатера для гражданского и военного применения.

Базовая платформа – корпус, силовая установка, сенсорный пакет.

Гражданская версия – навигация, логистика, патруль, экологический мониторинг.

Военная версия – защищённая связь, РЭБ-устойчивость, боевые модули.

Общая архитектура ПО – модульность, единое ИИ-ядро, разные сценарии.

Экономия – одна разработка, два рынка (dual-use).

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩЕГО

Цифровой двойник флота – моделирование всех систем танкера для тренировки без выхода в рейс.

Виртуальная реальность (VR/AR) – симуляция реальных условий: туман, лёд, аварийные ситуации.

Ассистент капитана как тренер – анализ действий экипажа, подсказки и разбор ошибок в реальном времени.

Обучение операторов удалённого управления – практика в безопасной среде на симуляторах.

Сбор и анализ данных – создание «библиотеки кейсов» для подготовки новых специалистов и повышения квалификации.

Лаборатория
Алгоритмов
Будущего


КОНТАКТЫ

Телефон: 8 (495) 155 43 21

Email: info@gpalab.ru